|
Свой первый виток развития индустрия торговых автоматов получила благодаря вредной привычке жевать и курить табак. В начале 17 века в Англии появились устройства для его порционной продажи. Первые автоматы с напитками были представлены на Всемирной промышленной выставке в 1851 году. Толчком к массовому производству стал механический автомат для продажи жевательной резинки. Первые патенты на него выдало правительство США в 1886 году. Спустя 2 года Томас Адамс установил устройство, которое за мелкую монету выдавало покупателю жвачку «Тутти-Фрутти».
Несмотря на примитивный внешний вид и отсутствие возможности увидеть товар перед покупкой, первые вендинговые аппараты стали популярными. В Великобритании открылась фирма, которая реализовала товары через сеть автоматов. Над их совершенствованием трудились известные ученые. Например, Эдисон создал первый музыкальный автомат, который за монету проигрывал мелодию.
Начиная с 20 века, вендинговый автомат приобретает узнаваемые черты: броский дизайн и прозрачные стенки. Он становится частью повседневной жизни и в России. Кондитерская «Жорж Борман» продает шоколад, а ресторан «Квисисана» - закуски. Экономическая и политическая нестабильность стала причиной почти 50-летнего перерыва в развитии этой отрасли.Перезагрузка случилась после визита Н.С. Хрущева в США, где вендинг процветал. В СССР автоматы с газировкой привезли для изучения и внедрения. В 1956 году началось серийное производство. С их помощью продавали жетоны метро, билеты, газеты, продукты, бутерброды. Самым знаменитыми стали автоматы газировки с сиропом, которые стали своеобразным символом.
Современный вендинговый автомат далеко ушел от механических предшественников. Он распознает купюры, принимает карты, определяет возраст покупателя, показывает новости. С его помощью продавцы реализуют от канцтоваров до свежих морепродуктов. Общее количество аппаратов оценивается в 20 миллионов. Самые насыщенные страны: Япония, США, Германия. Российский рынок продолжает оставаться перспективным для ведения вендингового бизнеса.